31 марта 1814 года столица Наполеоновской империи капитулировала, среди победителей был 75-й корабельный экипаж Черноморского флота.
НАВОДИЛИ ПЕРЕПРАВЫ
После начала войны с Наполеоном адмирал Павел Чичагов, командующий Дунайской армией, пожелал иметь у себя отряд моряков «для употребления его при переправах через реки». Императором Александром I было разрешено вызвать с Черного моря 75-й корабельный экипаж. 31 июля 1812 года, «откинув старых матросов, мало способных к строевой службе» и будучи пополнен «здоровыми, надежными и способными» матросами до штатной численности 404 человека, экипаж был укомплектован. В начале осени был отправлен из Севастополя в Одессу для усиления Дунайской армии.
Но в Одессе, как и в Севастополе, уже свирепствовала чума, и в соответствии с распоряжением Михаила Илларионовича Кутузова моряки направились пешим ходом на соединение с 3-й Западной армией генерала Барклая де Толли. Идти форсированным маршем морякам, не имевшим понятия, как ходят солдаты по земле, было непривычно. Облегчением было то, что матросы, так как не являлись строевыми чинами и на берегу не воевали, оружия не имели. Ранцев у моряков тоже не было, и потому морякам пришлось сделать самодельные мешки, которые везли на подводах.
Самыми яркими событиями на пути от Севастополя до Парижа для экипажа был наполнен заграничный поход 1813 и 1814 годов, в ходе которого моряки прошли через пять стран Европы, наводили переправы и мосты через более чем 14 рек, а где было необходимо, приводили их в негодность.
Мичман экипажа описывает обстановку следующим образом: «в начале января 1813 года пришлось остановиться, чтобы оправиться и отогреться. От тяжкой нужды открылась у нас гнилая горячка. Более половины наших солдат поступили в госпитали». В таких условиях на Висле экипаж должен был построить мост и обеспечить переправу наших войск. Вследствие почти непрерывного ледохода, сильного ветра и отсутствия материалов постройка наплавного моста на 33 судах шла очень медленно. Работа была настолько тяжела, что появилось до 40 больных, из которых некоторые умерли.
АНДРЕЕВСКИЙ ФЛАГ – ПЕРВЫЙ
Но 75-й корабельный экипаж не только строил мосты. В первых числах февраля ему было поручено участвовать в осаде города Торна, что на правом берегу Вислы. Город был окружён крепостной стеной с башнями, валом, рвами с водой и бастионами. Для осады были заблаговременно приготовлены суда для перевозки пшеницы. Их превратили в канонерские лодки − крупные баркасы, оснащенные одним очень мощным орудием и небольшим боезапасом на 10−15 выстрелов.
Игорь ФРОЛОВ, капитан 2-го ранга запаса, заведующий военно-историческим музеем ЧВВМУ имени П. С. Нахимова
Окончание статьи Вы можете прочесть в свежем номере газеты «ГУБЕРНСКИЕ ВЕСТИ ВСЯ РОССИЯ»
Приобрести газету можно в киосках «СоюзПечать» и «Крымсоюзпечать», а также в отделениях почты и у партнеров газеты
Стали свидетелем происшествия или хотите сообщить об интересном событии?
Пишите на почту — rksait@mail.ru.