Депутат Законодательного собрания города Севастополя Алексей Климов рассказал «Губернским вестям» о своём отношении к частому употреблению в русской речи англицизмов и заимствованных слов
— В дни СВО наша страна испытывает международное давление, с которым борется всеми возможными законными путями — как с применением вооруженных сил, так и, используя внутренние ресурсы, — заявил политик. — Наверное, многие подумают, что чистота русского языка – это не так важно. Мол, надо решить более актуальные вопросы, а вот после мы вернемся к защите русского языка. Я же считаю, что чистота русского языка – это основа сохранения культурного наследия, наших исконных традиций. Есть же высказывания признанных великих деятелей мира, которые говорят — если хочешь нацию лишить независимости, суверенитета, лишить культурных традиций, традиционных ценностей — лиши их сначала языка.
— Часто ли режет ваш слух употребление иностранных слов в речи вашими коллегами, или представителями исполнительной власти?
— Знаете, прежде всего, нужно посмотреть на самого себя. Я тоже иногда грешу англицизмами, хотя у них есть в русские аналоги. Спасибо образованию, полученному в Военной академии имени Фрунзе на факультете управления войсками и соединениями, нас очень настойчиво учили и требовали знать определение военных терминов, определение слов, которые мы употребляем при отдаче боевых распоряжений, чтобы одинаково они понимались и нами, как командирами, и нашими подчиненными. Поэтому даже в гражданской сфере употребляя слова, я максимально стараюсь употреблять русские значения.
— Нужно ли защищать русский язык на законодательном уровне?
— Обязательно нужно. Необходимы единые требования к написанию текстов, требования к официальным выступлениям. Можно ли это наказывать какими-то штрафами? Скорее, надо принять некий нормативно-правовой документ, определяющий право-применение русского языка всеми без исключения, но представителями власти, в первую очередь. Теперь о самом главном. Для тех, кто намеренно искажает наш язык — должно быть общественное порицание. Сами люди должны задуматься о том, что, сохраняя русский язык, мы сохраняем свои традиционные ценности, культуру, традиции. Поэтому мы должны его оберегать, повышать уровень своего образования. И, конечно, проводить разъяснительную работу о важности сохранения языка.
— Может какой-нибудь школьный предмет соответствующий ввести?
— Переучивать речь у уже сформировавшихся людей крайне сложно. А вот ввести обязательный предмет для детей и студенчества «говорим на русском» имеет смысл. Как он будет называться, какая будет программа и сколько часов в неделю — это пусть решают в Министерстве образования. Но это важно, это элемент изучения русского языка и говорить на нем правильно надо начинать со школы.
— Какие заимствования, звучащие с высоких трибун и СМИ, нужно искоренить в первую очередь?
— Выскажу опять же свое мнение. Например, слово кластер. Посмотрите его определение. Это отрасль экономики. А вот в некоторых вариациях дается как червяк. Это что получается за новость – «В неком регионе открылся экономический или медицинский червяк», что ли? Или неужели омбудсмен звучит лучше, чем «уполномоченный». В русском языке часто используют глагол «баллотироваться», но куда весомее, на мой взгляд, звучит «избираться». Заимствованных слов, вторгшихся в наш язык много, уверен, что филологам и лингвистам есть над чем подумать.
Константин ЛЕЩЕВ
Стали свидетелем происшествия или хотите сообщить об интересном событии?
Пишите на почту — rksait@mail.ru.