За последние 32 года Черноморским флотом командовали тринадцать человек. Многие аналитики и флотские эксперты отмечают: темп сменяемости флотских военачальников в последнее время очень высок. Адмирал Виктор Кравченко командующим Черноморским флотом был с февраля 1996 по июль 1998 года. Его предшественник – адмирал Балтин, стремясь сохранить флот, не допустить ослабления его потенциала, в силу объективно складывающихся обстоятельств вступил в глубочайший конфликт с Киевом. А к концу своего пребывания в должности и от Москвы получил «черную метку» – с формальным окончанием переходного периода в истории флота был отправлен в отставку, оставив довольно безрадостную картину, составившую «наследство» для нового командующего.
Причина «безрадостности» заключалась в том, что в соответствии с достигнутыми в период 1992–1995 годов договоренностями между Киевом и Москвой Черноморский флот Новый, 1996 год должен был встретить как бы с чистого листа: 31 декабря предыдущего года завершался переходный период в истории ЧФ. Соответственно, 1 января уже должны были существовать самостоятельные ВМС Украины и Черноморский флот Российской Федерации, созданные на основе Черноморского флота бывшего СССР. Но так как процесс флотораздела шел противоречиво, с нарушением как буквы, так и духа ранее достигнутых между Россией и Украиной соглашений, а зачастую и при их дезавуировании и даже ревизии, новогодье черноморцы встретили всё в том же неопределенном статусе. Между тем Военно-морские силы Украины существовали уже вполне легитимно.
К сожалению, мало кто помнит о том, что происходило в то время, как мы жили, что нас волновало. Приведу лишь несколько фактов для активизации памяти.
Новый год черноморцы встречали, так и не получив денежного содержания, начиная с сентября. В Севастополе «веерно», абсолютно беспорядочно ежедневно-еженощно отключали свет. У причалов, давно привязанные к ним, стояли холодные «коробки» стальных кораблей – электропитания с берега не было, соответственно, в корабельных помещениях было холодно, заведования не обслуживались, моряки в буквальном смысле выживали – пища готовилась в полевых кухнях, дымивших на причалах.
Общественно-политическая атмосфера в городе была накалена до предела – вновь, как в 1993 году, высокий градус актуализации приобретала проблема статуса Севастополя – главной базы Черноморского флота, морской крепости Юга России. «Героем дня» был Юрий Михайлович Лужков. 17 января 1996 г. после торжественной передачи черноморцам 120-квартирного дома, детского сада и лечебно-диагностического центра он заявил: «Севастополь и Россия были и будут вместе… Мы всегда считали, считаем и будем считать Севастополь городом русской славы, русским городом».
Непростой была политическая обстановка и в России – только что закончились выборы в Госдуму, на которых левые силы взяли реванш за предыдущие поражения, что на фоне предстоящих президентских выборов сулило обострение внутриполитической борьбы. При этом рейтинг президента Бориса Ельцина неуклонно падал. Проблем у Кремля было хоть отбавляй, включая Чечню. А тут еще Черноморский флот…
Сергей ГОРБАЧЕВ, капитан 1-го ранга, кандидат политических наук, член Союза писателей России
Окончание статьи Вы можете прочесть в свежем номере газеты «ГУБЕРНСКИЕ ВЕСТИ ВСЯ РОССИЯ»
Приобрести газету можно в киосках «СоюзПечать» и «Крымсоюзпечать», а также в отделениях почты и у партнеров газеты
Стали свидетелем происшествия или хотите сообщить об интересном событии?
Пишите на почту — rksait@mail.ru.