«Губернские вести» продолжают публиковать материалы об истинных героях, которые работали не за страх, а за совесть.
ОТКУДА ВЫРОС КОНДИТЕРСКИЙ ЦЕХ
При столовой №11 находился кондитерский цех. Изначально так называли небольшую каморку при столовой. Цех работал из рук вон плохо. Здесь выпекали невзрачные на вид ватрушки, которые потом с трудом продавали в столовой. Рабочие были под стать ватрушкам – вялые и равнодушные ко всему.
Директор столовой Елена Титова долго искала хорошего кондитера. Поиски никак не желали увенчаться успехом, и вот она подумала: а что, если поручить ученице Евгении Дубовик возглавить работу кондитерского цеха?
«Ой, что вы! Я ни разу в жизни ничего не пекла из мучного, а торты, пирожные тем более», – отнекивалась Дубовик.
«Учиться будешь. Не боги горшки обжигали», – успокаивала её директор столовой.
И Евгения согласилась. Она с первых же дней стала изучать профессию кондитера. Подолгу просиживала вечерами за книгами, прислушивалась к советам опытных кондитеров, присматривалась, как они работают.
«Трудно было вначале, – вспоминала она. – Думала, брошу всё, не получится из меня кондитер. А бросить не смогла. Раз, думаю, взялась, значит не отступать».
Незаметно пролетели три месяца. Дубовик уже самостоятельно выпекала торты и пирожные, ванильные булочки и печенье. Ей присвоили звание кондитера третьей, а затем и второй категории.
Спрос покупателей увеличивался с каждым днём. Выпечку и пирожные заказывали школьные буфеты, кафе, требовали столовая, пышечная и ресторан «Крым». Кондитерский цех не мог выполнять все заказы, потому что все работы производились вручную и не хватало людей.
В помощь Дубовик выделили четырёх учениц. Они быстро загорелись новым делом, но работа всё ещё шла слишком медленно. Сказывалось отсутствие технологического оборудования, помещение было маленьким.
Задумалась новоиспечённая бригада о том, как это исправить. Подумали-подумали – и навалились на директора столовой с просьбой отдать им свой кабинет. Получив его, вытеснили бухгалтерию в другое помещение, заняли смежные кладовки.
Теперь цех было не узнать. Чисто и уютно стало на кухне, появилось новое оборудование, работа шла споро. Выпечка стала куда вкуснее, а выбор – богаче.
«В совершенстве знать технологию и раскладку это ещё только полдела, – рассказывала Евгения. – Нужно уметь со вкусом оформить торт или пирожное, чтобы были красивыми и оригинальными, иначе покупатель их не возьмёт».
КАК РАЦИОНАЛИЗАТОРЫ ОТЛИЧИЛИСЬ
В цехе №2 ремонтно-механического завода на слуху были две успешные бригады. В одной работали слесари под начальством Павла Костикова, в другой – сварщики под руководством Бориса Сироткина.
Обе бригады разрабатывали одно рационализаторское предложение за другим. Вот, например, сварщик Александр Прутков стоял на заготовке фасонных косынок. Рихтовать косынки было тяжело, но вот услышал он, как кто-то из сварщиков заметил:
«А что, если приспособить для рихтовки пресс?»
Идея Пруткову понравилась. Стал разрабатывать. Поиски привели его к простому, но действенному решению: сделать особый штамп. Изобретение хорошо показало себя, и рихтование косынок быстро механизировали. Таким образом производительность труда возросла в три раза.
Ценным оказалось и другое его предложение – кондуктор для сверления уголков. Раньше много времени уходило на то, чтобы сделать разметку. Кондуктор заменил эту операцию, ускорив процесс и улучшив качество работы.
Пока Борис Сироткин работал с экскаваторами, он вычислил закономерность: чаще всего из строя выходила ведущая звёздочка ходовой части. Он обратился за помощью к Павлу Костикову, и стали бригадиры думать вместе. Испытали множество вариантов, пока не пришли к такому решению, как ограничительный хомут.
Много новых предложений вносил Борис Сироткин. Все они были направлены на такой результат, чтобы машинам, как говорится, не было износа.
ПОЧЕМУ С КУСТАРЩИНОЙ НЕ МИРИЛИСЬ
Пётр Прокошин, начальник механической мастерской, много раз выручал своими предложениями ремонтно-строительное управление №1. Так, наблюдая за тем, как люди вручную грузили в автомашины тяжёлые секции калориферов, он задумался, как можно облегчить их труд. Решил использовать старый автомобиль, который уже списали, и поставить на него металлическую выносную стрелу, а её связать с мотором. Такая машина не только грузила тяжести, но также вывозила мусор со строек. Кроме того, изобретение помогло сэкономить 1,242 рубля в год.
Придумал Пётр Тихонович и станок для закатки цилиндров. Дело было в том, что воздуховоды, дымовые трубы и прочее до того изготовляли в мастерских, причём очень просто. Рабочие обрабатывали металл кувалдой, чтобы придать ему цилиндрическую форму.
«Нельзя дальше мириться с такой кустарщиной», – сказал Пётр Тихонович и засел за чертежи. Помогал ему весь коллектив. На новом станке цилиндры получались любой толщины и, что самое главное, правильной формы.
Разработал он и механические роликовые ножницы, которые разрезали арматуру диаметром до двенадцати миллиметров. До того металлические листы резали пилкой, применяя автоген. Края получались неровные, приходилось убирать заусенцы. Теперь надобность в этом отпала: кромка листа получалась ровной.
За один год Пётр Тихонович внёс 17 рационализаторских предложений, а за первое полугодие другого – ещё 16. Экономический эффект был огромным: пять с половиной тысяч рублей! Останавливаться на достигнутом Пётр Тихонович не собирался. В его планах было полностью механизировать труд в цехе железобетонных изделий.
Анна ИСАЕВА
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Газету «Губернские вести» ВЫ МОЖЕТЕ КУПИТЬ В РОЗНИЦУ в редакции газеты (ул. Луначарского, 9, вход с ул. Ленина, 18 в арку), в почтовых отделениях, в столовых «КазанОК», в магазинах «Пуд» и «Яблоко», в газетном павильоне на ост. «Центральный рынок» или на сайте sevgv.ru совершить онлайн-оплату подписки на газету.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
• Стоимость подписки на один месяц – 248,75 руб.
• Стоимость льготной – 197,15 руб.
• Подписные индексы: 23330, 23331 (соответственно).
Стали свидетелем происшествия или хотите сообщить об интересном событии?
Пишите на почту — rksait@mail.ru.