Ежедневно военные водители доставляют бойцов, боеприпасы и снаряжение на передний край, эвакуируют раненых и тех, кто уходит в тыл по ротации. Каждая такая поездка – тоже бой, исход которого влияет на ситуацию в зоне ответственности подразделения.
Свои задачи автомобильный взвод одного из подразделений, действующих в составе группировки войск «Днепр», выполняет надежно, ежедневно и круглосуточно. Севастополец с позывным «Киржач» немало усилий приложил, чтобы собрать здесь людей надежных, владеющих специальностью, но главное – умеющих работать вместе на общий результат и уверенных, что нет задач невыполнимых. Как кадровый офицер (более 30 лет военной службы на Черноморском флоте!) он обладает огромным служебным опытом, умением обучить людей. Во многом благодаря ему здесь подобрана настоящая команда. Замечу – слаженная команда настоящих профессионалов, которая непрерывно в боевой работе.
– Главная задача автомобильного взвода – обеспечить деятельность основных подразделений, – рассказывает «Киржач». – Это значит, что личный состав и грузы должны быть доставлены точно в срок, как указало командование, и максимально безопасно. Ведь в эпоху «войны дронов» автомобили, наряду с боевой техникой, являются приоритетными целями для противника.
Свои задачи военнослужащие автомобильного взвода выполняют в составе экипажей – один водитель, другой стрелок-наблюдатель. На простых и надежных УАЗах они проходят такими маршрутами, что в обычных условиях по силам разве что чемпионам автоспорта или практикам, знакомым с обычными русскими дорогами.
Военнослужащие с позывными «Семисотый» и «Мосол» – один из таких экипажей. Они похожи друг на друга, но не внешне, а тем, что спокойно, с пониманием глубинной сути каждого своего действия день за днем выполняют задачи, от результата которых зависит ситуация на передке: без боеприпасов, топлива и аккумуляторов, без доставки необходимого имущества, медикаментов и воды, без обеспечения ротации и эвакуации раненых там никак. Поэтому экипажи делают по 2–3 рейса в день. И рассказывают о себе и практике своей боевой работы тоже обстоятельно.
«Семисотый» – кадровый военнослужащий, первый контракт заключил еще до начала СВО, служил водителем в одной из воинских частей на Крымском полуострове. У «Мосла» другая судьба – в 2000-х участвовал в контртеррористической операции на Кавказе. Потом вернулся к мирной жизни: работал, заботился о семье. Когда понял, что на СВО будет востребован и его опыт, пришел в военкомат и заключил с Минобороны РФ новый контракт. В качестве разведчика-пулеметчика выполнял задачи в составе разведывательной группы. Был ранен (достали осколки от сброса с дрона), а после восстановления продолжает выполнять задачи СВО в автомобильном взводе, где его практика разведчика востребована на каждом выезде.
– Вторая чеченская не похожа на то, что мы увидели на СВО, – рассказывает «Мосол». – Спасибо моему командиру с позывным «Сэл», который помог быстро сообразить, что здесь и почему, освоить новые навыки. На нашем направлении боевые действия идут на значительном расстоянии до противника: со своего берега работаем всеми средствами по правому берегу Днепра, пока занятому украинскими националистами. Противник, соответственно, поступает так же. В таких условиях, когда до стрелкового боя и прямой видимости противника дело не доходит, важно эффективно противодействовать дронам и раз за разом находить возможность переиграть их операторов.
– О нашем обычном выезде можно рассказать так, – вступает в разговор «Семисотый». – Погрузились, поехали. До определенного места можно ехать нормально. А там, где из практики уже знаем, возможна встреча с вражескими дронами, скорость максимальная. Водитель – следит за дорогой. Второй номер – с оружием наготове наблюдает за обстановкой и готов открыть огонь.
В этом экипаже воздушного противника встречают не только со штатным оружием, но и с охотничьим ружьем, которое привез «Семисотый» – заядлый охотник:
– Ружье – пятизарядный полуавтомат, надежный и понятный стрелку с опытом. Потренировались вдвоем, теперь применяем в деле.
Мои собеседники немного рассказывают о тактике действий вражеских БПЛА. Ведя разведку, они наводят на обнаруженные автомобили FPV-дроны или выдают координаты артиллерии. В обоих случаях может выручить только скорость: на отдельных участках УАЗ выдает более 120 км/ч. По бездорожью! Тогда дроны отстают, а артиллерийские расчеты противника не успевают корректировать огонь. Это и позволяет уходить от опасности. Если дрон в зоне досягаемости – его обстреливают. И, конечно, максимально используют возможности маневрирования, защитные свойства местности, естественные укрытия и маскировку.
– Люди, которые в тылу плетут для нас маскировочные сети, – великое дело делают, – замечает «Мосол». – С их использованием можно немало хитростей реализовывать, тех, что вводят противника в заблуждение, а нашим военнослужащим спасают жизни.
– На водителе огромная ответственность: не останавливаться и держать скорость! – продолжает «Семисотый». – Несмотря на то, что у нас налажен оперативный обмен информацией об изменениях на всех дорогах в нашем районе, всегда могут встретиться новые препятствия. И результаты обстрелов. Вчера вроде здесь проезжали, а повреждения асфальта и воронок не было. И дистанционное минирование. «Баба-Яга» по ночам раскидывает мины, в том числе закамуфлированные. Поэтому внимательно следить за дорогой и держать скорость – это половина успеха.
Вдвоем , «Семисотый» и «Мосол», рассказывают эпизод одного из последних выездов к передовой. Выбрали маршрут, едут. За спиной – военнослужащие, выходящие на передний край, боеприпасы и имущество. Скорость! Когда находились уже в зоне досягаемости вражеских дронов, после одного из поворотов увидели перевернутую и разгорающуюся «буханку». Менее пострадавший подавал сигнал о помощи и вытаскивал из поврежденной машины своего товарища. Но останавливаться нельзя! У них своя боевая задача! Скрепя сердце проскочили вперед. Добрались до места встречи: буквально минута на разгрузку-погрузку. С ранеными – в обратный путь. У поврежденной машины сделали остановку: секунды, чтобы подобрать пострадавших, и снова скорость!
Во время передачи раненых медикам не нашлось секунды, чтобы узнать, кому помогли, из какой части. И снова: маршрут и скорость. Ясно, что помогли своим. Здесь все, кто находится по зову долга и сердца, – свои.
Завершив разговор, прощаемся. «Мосол» и «Семисотый» возвращаются к ненадолго прерванному делу. Они готовят свой автомобиль к новому выезду на выполнение боевой задачи. Внешний осмотр, проверка основных узлов и механизмов, уровня масла и жидкостей. Легких путей к «нулю» не бывает. Но этот экипаж пройдет их все, приближая нашу победу, до того дня, когда все заявленные цели специальной военной операции будут выполнены.
Пётр ШИШКИН, газета «Флаг Родины»
Стали свидетелем происшествия или хотите сообщить об интересном событии?
Пишите на почту — rksait@mail.ru.