Вероника Алехина Год педагога и наставника отметила тривиально. Устроилась в школе учителем биологии. Парадоксально, но работа ей понравилась. Молодая учительница готова трудоустроиться в Севастополе, если бы не несколько «но». «Губернские вести» задали ей несколько вопросов, чтобы узнать главное, почему молодежь все-таки не хочет трудиться в школах.
Про случайность
— Как вы оказались в школе в принципе? Насколько я знаю, изначально такой идеи не было. Более того, часто слышу от директоров, что среди молодежи очень трудно найти учителей.
— По большому счету, это была почти случайность. Моему преподавателю, Ответственный по трудоустройству на биологическом факультете КубГУ, позвонили, спросили, может ли он кого-то посоветовать из студентов. Позже я подошла, узнала детали, попросила контактный телефон. После звонка меня готовы были взять буквально сразу. Мы договорились о собеседовании, я его успешно прошла, после этого меня как можно скорее попросили приступить к работе.
Сам процесс оформления стандартный. Нужны справка об обучении и медкнижки. Также я попросила ставить мне уроки таким образом, чтобы могла и дальше посещать вуз.
— Какие были первые ощущения от уроков? Говорят, что сейчас дети могут вести себя очень фривольно. Нет такой дисциплины, что раньше.
— Мне было очень страшно, это да. Тем более что мне дали старшие классы, у них я должна была преподавать биологию. Получается, что разница в возрасте составляла около трех лет. Первые дни было серьезное волнение, постепенно оно улеглось. Конечно, еще боялась, что ученики решат, что я вроде самозванки. Мол, не знаю толком предмет. К счастью, с этим проблем тоже не было, но, в том числе и потому, что к каждому уроку я старалась тщательно готовиться.
Кстати, в школе было много молодых учителей. Поэтому и с коллективом проблем не возникло. Также классные руководители всегда были на моей стороне. Если класс плохо себя вел, то меня они защищали.
— Спустя несколько месяцев как-то изменилось отношение к школе, к преподаванию?
— Да, безусловно. Во-первых, я стала иначе относиться к преподавателям в своем вузе. Во-вторых, приняла тот факт, что нельзя заставить всех детей учиться одинаково. Поначалу это было сложно. Потом я поняла, что можно отбирать телефон, вызывать родителей, но толку не будет. Какие-то конкретные дети просто не будут учиться и все. Бесполезно.
Кстати, сама работа оказалась проще, чем я думала. Да, есть бумажная волокита, проверки и прочее. Но удавалось справляться. В том числе и с детьми, между прочим. Возможно, я так говорю, пока молодая, пока мало работала в школе, но мне многое понравилось и многое показалось относительно легким.
Про деньги
— То есть вы готовы пойти в школу и обучать детей многие годы вперед?
— И да, и нет. Главный минус – заработная плата. Учителя, в среднем, получают около 20 тысяч рублей. Да, могут заработать 40 тысяч и даже 50 тысяч. Но для этого нужно брать классное руководство, вести дополнительные уроки, увеличивать количество часов. Для меня это невозможно было, так как я училась в вузе. На такую зарплату согласилась в том числе и потому, что пока у меня нет семьи, не надо обеспечивать детей. Однако представьте сами, если учитель почти все время проводит в школе, у него 36 часов в неделю – это две ставки, он получает пусть даже 40 тысяч рублей. Разве это много? И важно понимать, что 36 часов – непосредственно уроки. Еще есть проверка тетрадей, подготовка к урокам, много другой работы.
— Есть программа – «Земский учитель». Она направлена на то, чтобы привлекать педагогов в села. Вы бы могли работать в селе? Учитель в этом случае получает 1 млн рублей одной выплатой.
— Не все так просто. Имеет значение, в каком селе предстоит работать. Если там совсем нет инфраструктуры, то однозначно нет. Если это условный пригород, то да, возможно. Например, село Оборонное близко к Севастополю расположено или даже Штурмовое. Однако нужно учитывать и тот факт, что учителей не хватает в городах. Зачем ехать в село, когда в городах нужны педагоги? У нас в вузе постоянно озвучивали вакансии, готовы были брать студентов как можно скорее.
Про любовь
— Если вернуться к самому преподаванию, то, что вы могли бы изменить? Все же у вас, скажем так, свежий взгляд.
— В школах слишком много контроля, нет свободы. Это не вседозволенность, не путайте. Нужно давать учителю шанс провести урок так, как он видит. Это поможет заинтересовать учеников. Например, отлично подойдет интерактив или крайне полезна практика.
И еще момент. В школах должны работать те, кто любит других людей, а не ненавидит их. Нужно понимать, что выгорание есть. Однако учитель должен думать об этом, следить за своим состоянием. Например, чувствуя, что срывается, взять отпуск или поменять школу.
Что касается меня, то я бы точно вернулась в школу. Кстати, это очень хорошая работа для будущих мам. Можно проводить несколько часов за преподаванием, остальное время посвящать семье. И, конечно, мне понравилось работать с детьми. Так что, почему бы и нет…
Василий ОСТРОУМОВ
КСТАТИ
По данным ГородРабот.ру, средняя зарплата учителя в Севастополе за 2023 год ‒ 25 906 рублей.
В системе общего образования Крыма работает более 17 тысяч педагогических работников. Только полторы тысячи из них — молодые специалисты.
В городах Джанкой и Красноперекопск, а также в Джанкойском и Красноперекопском районах работникам образования выделяются земельные участки.
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Газету «Губернские вести» ВЫ МОЖЕТЕ КУПИТЬ В РОЗНИЦУ в редакции газеты (ул. Луначарского, 9, вход с ул. Ленина, 18 в арку), в почтовых отделениях, в столовых «КазанОК», в
магазинах «Пуд» и «Яблоко», в газетном павильоне на ост. «Центральный рынок» или на сайте sevgv.ru совершить онлайн-оплату подписки на газету.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
• Стоимость подписки на один месяц – 248,75 руб.
• Стоимость льготной – 197,15 руб.
• Подписные индексы: 23330, 23331 (соответственно).
Стали свидетелем происшествия или хотите сообщить об интересном событии?
Пишите на почту — rksait@mail.ru.