Остап сразу же выяснил, что Провал для человека, лишенного предрассудков, может явиться доходной статьей:
«Удивительное дело,— размышлял Остап,— как город не догадался до сих пор брать гривенники за вход в Провал. Я уничтожу это позорное пятно на репутации города, я исправлю досадное упущение». И Остап поступил так, как подсказывал ему разум, здоровый инстинкт и создавшаяся ситуация.
Скоро 100 лет стукнет роману «Двенадцать стульев», а креатив Великого Комбинатора до сих пор будоражит умы наших современников. Иные даже стараются обойти Осю в изобретательности.
Ласточкин провал
«Ласточкино гнездо» – одно из самых узнаваемых мест Крыма, символ нашего полуострова. Современный вид этот замок на Аврориной скале приобрел 111 лет назад, и пережил за это время немало реинкарнаций — от дворца до склада и ресторана, и все-таки получил заслуженный статус музея. Так что нынешний его статус – реализация положения о том, что объект этот является культурным достоянием граждан страны, а по Конституции каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Наша скандальная история началась при Украине, когда директором выставочно-культурного центра «Ласточкино гнездо» стал Юрий Анатольевич Щур. «Я приложу все усилия для того, чтобы «Ласточкино гнездо» стало одним из лучших выставочно-культурных центров не только в Украине, но и в мире», — пообещал Юрий Щур. Бывший сотрудник прокуратуры сменил на посту руководителя «Ласточкиного гнезда» Игоря Матвиенко, который ранее занимал должность директора одного из киевских кладбищ.
Не все и не сразу получилось у нового директора, сменившего киевского «понаеха». Не зря же теперь принято говорить, что при Украине «Ласточкино гнездо» разваливалось. Второй шанс директору дали при «возвращении в родную гавань», оставили его на должности в 2017 году. Смена статуса с «выставочно-культурный центр» на «музей» в российском правовом поле предоставила простор для коммерческого креатива. Плата за вход в музей – само собой, но российское законодательство дает право музеям требовать деньги за изображение самого музея. Именно право. Им не воспользовался ни один из музеев Крыма и Севастополя, кроме ГБУ РК «Дворец-замок «Ласточкино гнездо».
Секретный приказ
В последние дни 2019 года был издан Приказ № 47 «Об утверждении правил использования товарного знака (знака обслуживания) и изображения здания «Дворца-замка «Ласточкино гнездо». Или не был издан? На официальном сайте ГБУ РК размещено только приложение к нему с ценником за монопольное предоставление права использовать изображение народного достояния. Был ли издан, был ли размещен, был ли опубликован – это нам неизвестно. Но сборы на охоту на предпринимателей Крыма началась именно тогда, в последние дни 2019 года. Что стоит за термином «изображение здания дворца», без текста приказа не понять. Фото или живописное, рисунок или трехмерный макет, кем изображение сделано, как выглядит это изображение, до принятия приказа или после него, где границы музея – эти вопросы остаются без ответа.
Дальше действия руководства ГБУ напоминают приготовления охотников с маскировкой и отвлекающими маневрами. После регистрации товарного знака в государственном СМИ была опубликована информация: «Те, кто торгует сувенирами с изображением «Ласточки», как зовут замок в народе, могут не волноваться. Ни на фотографии, ни на другие изображения дворца никаких ограничений нет». Предпринимателей, заподозривших неладное, эта публикация успокоила. Как и раньше, они продолжили вкладывать инвестиции в дизайн и печать упаковок своей продукции с символами Крыма, в работу с сетью по их продаже и пр. Работа эта непростая, требует не только вложений, но и времени. Непросто этот механизм раскрутить, еще сложнее остановить.
В 2021 году созрел момент реализации завещания «сына турецкоподданного». «Я уничтожу это позорное пятно на репутации города, я исправлю досадное упущение».
На головы крымских предпринимателей обрушился камнепад написанных «под копирку» судебных исков о возмещении убытков за неправомочное использование в коммерческих целях воспроизведений здания музея (сгоряча их обвинили в воспроизведении здания, а не изображения здания). Традиционно требования ГБУ сводились к возмещению 40 тысяч рублей в год за использование изображения, возмещению пошлины 2 тысячи рублей и услуг представителя в размере 15 тысяч рублей.
Закон что дышло
В роли представителя по доверенности выступил Логинов Денис Владимирович, адвокат.
Он и объясняет в суде, что приказ №47 опубликован на официальном сайте замок-ласточкино-гнездо.рф. Правда, во время разговора с редакцией обнаружил, что сам приказ не опубликован, на сайте размещено лишь приложение к нему. Объяснил это тем, что приказ был размещен на старом сайте lasto4kinognezdo.ru, но после обращения предпринимателей 20 апреля 2021 года был отменен, но через 4 дня, когда скандал погасили, был отредактирован другим приказом. Проще говоря, все вернулось на круги своя. И вообще, это внутренние нормативные акты, их публиковать необязательно.
Солгали Вы, господин юрист. Первое. Акты, затрагивающие интересы предпринимателей, подлежат публикации и указание об этом должно содержаться в тексте самих приказов. Второе. Локальный нормативный акт – это документ, который действует только внутри учреждения (трудовые отношения, график отпусков, штатное расписание и пр.). Третье. На старом сайте этих приказов тоже нет, да и не мог музей вводить эти расценки, Устав не позволял. Г-н Логинов обещал прислать в редакцию тексты «секретных» приказов, но потом передумал. Кроме него прокомментировать ситуацию было некому. Директор музея, сколько ни звони, «только что уехал», а замдиректора сослался на то, что он знает этот вопрос поверхностно.
То, чем занимаются в нашей истории адвокаты, получило в среде юристов обозначение «патентные боты». Иногда юрист находит себе заработок тем, что приходит к юрлицу и объясняет, что его права могут быть нарушены, если юрлицо примет простой нормативный акт (приказ). А тут уж защитник постарается через суд взыскать упущенную выгоду. Ничего личного, только бизнес. Достаточно выиграть один суд, и следующие иски можно писать «под копирку», ссылаясь на ранее принятое решение.
За год в арбитраж по этой скандальной истории подано более 30 исков. Неплохой доход в будущем может принести обращение с исками о несанкционированном использовании монетизированного изображения в помещениях государственных и муниципальных структур. Но вершиной адвокатской карьеры может стать обращение с иском об упущенной выгоде к Банку России, который без разрешения Щура Ю.А., по итогам Русской весны» выпустил сторублевую купюру и десятирублевую монету с изображением «Ласточки».
Честное слово, хотелось бы назвать и сегодняшнюю практику, и туманные перспективы дурдомом. Но это реальность, сайт арбитражного суда это подтверждает.
Окончание следует
Александр МЕШКОВ, член Союза журналистов СССР
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Газету «Губернские вести» ВЫ МОЖЕТЕ КУПИТЬ В РОЗНИЦУ в редакции газеты (ул. Луначарского, 9, вход с ул. Ленина, 18 в арку), в почтовых отделениях, в столовых «КазанОК», в
магазинах «Пуд» и «Яблоко», в газетном павильоне на ост. «Центральный рынок» или на сайте sevgv.ru совершить онлайн-оплату подписки на газету.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
• Стоимость подписки на один месяц – 248,75 руб.
• Стоимость льготной – 197,15 руб.
• Подписные индексы: 23330, 23331 (соответственно).
Стали свидетелем происшествия или хотите сообщить об интересном событии?
Пишите на почту — rksait@mail.ru.
Что сделал этот Щур для «Ласточки»? При нем скалу долбили, хотели «тарзанку» сделать, а он молчал, пока СМИ не подняли эту тему. Теперь новый скандал. Жду продолжения) Кстати, Аксенов знает о том, что там творится?